Характеристика результатов исследования опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано: 07.08.2018 09:43
- Автор: администратор
- Просмотров: 1933
З.А. Репина, к.п.н., профессор кафедры психопатологии и логопедии УрГПУ, г. Екатеринбург
О.А. Мельникова, к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР №476, г. Челябинск.
К настоящему времени проблема повышения эффективности процесса коррекции общего недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии является недостаточно изученной. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии представляет собой нарушение, характеризующееся комбинаторностью проявления расстройств моторной реализации речи, ведущим симптомом в структуре речевого дефекта которого являются фонетические нарушения, часто сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (Р.А. Белова-Давид, 1972; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001; Р. И. Мартынова, 1967; Л. В. Мелехова, 1967 и др.). Исследования ряда ученых, занимающихся проблемой речевого недоразвития у детей показали, что проявление неполноценности языковых систем у таких детей, как правило, сопровождается нарушениями неречевых процессов, тесно связанных с речевыми, среди которых важное место занимает память (Е.Ф. Архипова, И.Т.Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович и др.).
Выготский Л.С. и Лурия А.Р., рассматривая фило- и онтогенез памяти, пришли к выводу, что коренные изменения в работе памяти связаны с переходом от использования предметов как средств запоминания к созданию искусственных мнемических опор. А. Н. Леонтьев считал память опосредствованной формой поведения. Опосредование — это использование мыслительных процессов в качестве средств произвольного логического запоминания. Опосредование актов запоминания не изменяет биологических законов памяти, воздействуя лишь на структуру операций в целом. Эффективность запоминания становится тем выше, чем больше употребляется вспомогательных средств, и чем выше они по своему типу (Леонтьев А. Н., 1931). Внешне опосредствованной памятью обозначается определенная стадия развития памяти детей, которая предшествует внутренне опосредствованному запоминанию, и характеризуется тем, что вращивание знаковых систем еще не произошло, и дети при решении мнемических задач используют внешние опоры (Л.М. Житникова, 3. М. Истомина, А. Н. Белоус, Л.В. Черемошкина, А.Н. Леонтьев и др.).
По данным многих исследований одним из критических периодов в развитии мнестических процессов можно считать старший дошкольный возраст (Выготский Л.С. 1956; Запорожец А.В. 1978; Зинченко П.И. 1978; Блонский П.П., 1979; Смирнов А.А. 1987; Эльконин Д.Б. 1989 и др.). В этот период осуществляется переход к произвольной опосредованной памяти, идет процесс накопления средств и приемов, как запоминания, так и припоминания. Леонтьев А.Н. замечает, что переход, совершающийся от внешнего опосредствованного запоминания к запоминанию внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю. Таким образом, процесс развития опосредованной памяти идет рука об руку с развитием речи [5].
На основании теоретического изучения проблемы нами было спланировано и проведено исследование опосредованной памяти на базе дошкольных образовательных учреждений г.Челябинска. В экспериментальном изучении принимали участие 110 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Из них 75 детей с общим недоразвитием речи III уровня (легкой степенью псевдобульбарной дизартрии). Для сопоставительного анализа изучалась группа детей в количестве 35 человек без нарушений двигательного, психического и речевого развития.
Исследование было направлено на то, чтобы:
— определить, на сколько соответствует уровень развития опосредованной памяти различной модальности детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии нормативным показателям; определить коэффициент эффективности запоминания с помощью внешних опор. На основе полученных данных дать количественную характеристику продуктивности словесно-логической памяти.
— изучить состояние опосредованной памяти старших дошкольников с речевыми нарушениями и выявить специфические особенности ее функционирования.
В нашем исследовании мы использовали специально подобранный и адаптированный комплекс методик диагностики произвольной непосредственной и опосредованной памяти с использованием приемов, стимулирующих запоминание [2,6]: запоминание «эмоционально насыщенных сюжетных картинок» и «комплекса физических упражнений» через вербальное опосредование; «запоминание предметных картинок» с помощью приема классификации; «запоминание 10 слов ряда» с использованием пиктограмм; «запоминание пар слов» через установление речевых ассоциаций и «запоминание текста» с помощью сюжетных картинок. Объем различных видов опосредованной памяти (коэффициент развития) оценивался с помощью показателей количества единиц памяти: картинок, движений, предметов, слов, предложений. Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым.
В результате проведенного исследования были получены относительные коэффициенты (К), отражающие соотношение средних показателей развития опосредованной памяти экспериментальной и контрольной групп. (Рис.1).
Рис.1. Соотношение средних показателей развития опосредованной памяти экспериментальной и контрольной групп.
В результате исследования опосредованной эмоциональной памяти у детей экспериментальной группы и контрольной группы были получены коэффициенты развития 0,71 и 0,89 соответственно, что свидетельствует о снижении объема данного вида памяти у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами. У дошкольников отмечались трудности в подборе названий к картинкам (14%), часто требовалась помощь в виде стимулирующих вопросов. Наблюдались также ответы детей (42%), когда названные картинки не отражали эмоционального выражения («девочка в платье, мальчик лежит и т.д.»). При опосредованном запоминании встречались также перцептивные замены (6%), конфабуляции (9%), вербальные парафазии (4%), что обусловлено дестабилизацией удержания следа в семантическом поле, недостаточного зрительного восприятия и активного внимания у детей с речевыми нарушениями.
При запоминании картинок дети экспериментальной группы использовали различные приемы: комментирование, проговаривание шепотом, счет. Некоторые из них вспоминали местоположение картинок, о чем свидетельствует употребление таких слов, как «рядом, около, внизу…».
Показатель эффективности запоминания эмоционально насыщенных сюжетных картинок с помощью вербального опосредования у детей с общим недоразвитием речи является положительными, но незначительным (6%), то есть ниже нормативного показателя эффективности запоминания (9,5%) на 3,5%. Возможно показатель снижен из-за характера вспомогательного средства, что является прямым следствием нарушения смысловой стороны речи, т.е. планирования высказывания и его лексико-грамматического оформления во внешнем плане у данной категории детей.
Относительный коэффициент развития опосредованной двигательной памяти у детей экспериментальной группы равен 0,67, что в 1,4 раза ниже нормативного показателя. У старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии объем опосредованной двигательной памяти значительно снижен из-за специфических нарушений моторной сферы, недостаточного развития слухо-зрительно-моторной координации, трудностей в формировании пространственных ориентировок. В ходе анализа результатов были выявлены такие специфические ошибки опосредованного запоминания движений, как, трудности включения (10%), персеверации (6%), конфабуляции (7%), нарушение последовательности действий (52%), что также связано с инертностью психических процессов и недостаточной сформированностью произвольной сферы.
При речевой патологии показатель эффективности запоминания действий с помощью вербального опосредования – отрицательный (-14,32%), он снижен относительно возрастного показателя в 4,5 раза. У 42% детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии возникали трудности в воспроизведении названий упражнений из-за расстройств моторной реализации речи и недоразвития фонематического восприятия. Соотношение коэффициентов эффективности запоминания показывает, что в норме в старшем дошкольном возрасте вербальное опосредование оказывает нейтральное влияние на запоминание, а при патологии речевого развития, в большинстве случаев (54%) дестабилизирует процесс запоминания движений.
Относительный коэффициент развития опосредованной зрительной памяти у детей с речевой патологией равен 0,73, что ниже среднего показателя контрольной группы в 1.2 раза. В процессе выполнения задания дети быстро уставали, нуждались в побуждении со стороны экспериментатора, возникали трудности включения в процесс выполнения. При опосредованном зрительном запоминании часто встречались персеверации (25%) и вербальные парафазии (14%). У некоторых детей экспериментальной группы (21%) отмечались ошибки в объяснении принципа классификации, при этом они группировали картинки правильно (сложности были только в подборе обобщающего понятия). В 23% процентах случаев дети неправильно классифицировали картинки. Отмечались трудности в объяснении принципа группировки («не знаю…», «просто группа»), встречались нелогичные интерпретации («потому что три картинки», «не было места», «я так хотел», «это чужая, а это наша группа» и т.д.). Такие ошибки опосредованного запоминания картинок являются на наш взгляд следствием неточного понимания семантического значения слов, недостаточного развития мыслительных операций обобщения, анализа и синтеза и ориентировочной основы зрительного действия у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Некоторые дети экспериментальной группы (20%) осуществляли повторение называемых экспериментатором слов шепотом или про себя. В 68% от общего числа детей, правильно распределивших картинки, дети называли их в порядке запоминания (по группам): «лошадка, ослик, собака, стол, стул…». Таким образом, часть детей с речевыми нарушениями достаточно успешно применила прием классификации в качестве вспомогательного средства запоминания.
Необходимо отметить, что коэффициент эффективности применения операции классификации в качестве приема зрительного запоминания у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией является положительным и превышает нормативный показатель на 7%. Но в некоторых случаях (22%) данный тип опосредования мешал процессу запечатления картинок, либо являлся нейтральным.
Результаты исследования позволяют утверждать, что у детей с общим недоразвитием речи (легкой степенью псевдобульбарной дизартрии) объем слуховой опосредованной памяти по сравнению с нормально говорящими детьми снижен на 20%.
Одними из наиболее часто встречающихся ошибок в тестах с использованием пиктограмм являются парафазии: литеральные и вербальные. При подсчете количества парафазий в обеих группах, мы видим, что в экспериментальной группе общее количество ошибок такого рода (44%) значительно превышает, количество аналогичных ошибок в контрольной группе (20%). Данные ошибки опосредованного запоминания слов означают, что у детей с ОНР преобладает опора на перцептивные характеристики, а опора на смысловые характеристики при запоминании несформирована в большей степени, чем у детей контрольной группы.
Встречались и другие типы ошибок опосредованной памяти: испытуемые заменяли слово другим, находящимся в одном семантическом поле, или сходным по значению («мальчик-человечек»), достаточно часто не воспроизводили слово, если рисунок был сделан на основе несущественного признака. Так же часто испытуемые, выполнив рисунок, забывали связи, установленные между словом и изображением, и при воспроизведении называли другое понятие по схеме А — В, В — С («подушка- квадрат- чемодан»). Несколько реже дети, называя слово из списка, соотносили его с рисунком к другому слову из списка (25%), заменяли слово сходным по значению (31%). Такие ошибки опосредованного запоминания слов являются на наш взгляд следствием недостаточного развития мыслительных операций обобщения, соотнесения, анализа и синтеза. При общем недоразвитии речи (легкой степени псевдобульбарной дизартрии) чаще на 20%, чем в норме встречались рисунки, на которых располагались предметы в хаотичном порядке и только у данной категории детей имела место децентрация основной массы изображений (10%), что свидетельствует о нарушении зрительно-пространственной ориентировки. Значительная часть пиктограмм имела неясные изображения (20%), преобладали геометрические фигуры (22%-круги, квадраты, овалы, прямоугольники). Встречались также непредметные оригинальные изображения: звуковые схемы, иероглифы, буквы, палочки, половинки изображений и неадекватные слову пиктограммы («елка-капля»). Отмечались и изображения – ассоциации (7% клетка для тигра дерево, окно, болото..): но в большинстве случаев испытуемые забывали связи, установленные между словом и изображением, и при воспроизведении называли другое понятие по схеме А –В -В («лягушка-болото-болото»).
В процессе выполнения заданий отмечались трудности в восприятии и понимании речевых инструкций. Отмечался большой латентный период при включении в работу, большие промежутки между называемыми словами.
Коэффициент эффективности запоминания в целом положительный, т.е. пиктограммы в качестве средства запоминания улучшают процесс запоминания слов на 54%, при этом полученный коэффициент выше, чем в норме (31%). Использование пиктограмм в качестве мнемического приема повысило объем слуховой памяти детей с общим недоразвитием речи, следовательно, данный прием имеет компенсаторный характер.
Использование ассоциативного эксперимента показало, что старшие дошкольники с речевыми нарушениями часто заменяли слово другим, находящимся в одном семантическом поле (36%) или сходным по значению (31%), т.е. примерно в 2 раза чаще, чем дети с нормальным речевым развитием. Ошибки данного типа, по нашему мнению, могут быть вызваны недостаточной сформированностью, как кинестетического и моторного образа стоящего за словом, так и смысловой неполноценностью образа представления, стоящего за словом.
Специфической особенностью запоминания с помощью ассоциаций является соединение слов из разных смысловых пар (16%). Также некоторые участники экспериментальной группы заменяли второе слово в паре по созвучию с первым («бабочка-баба»). Отмечались трудности переключения с одного слова на другое (персеверации). Также наблюдалось эхолалии слов-раздражителей («снег-снег»). Такие ошибки опосредованного слухового запоминания можно соотнести с механизмом ретроактивного торможения следов, когда ранее предъявлявшиеся слова оттормаживают вновь предъявленные и с персервераторным механизмом, когда происходит навязчивое повторение предшествующей группы стимулов, а также их можно сопоставить с несформированностью произвольной сферы, т.к. они носят характер соскальзывания на случайные, бесконтрольно всплывающие связи.
Коэффициент эффективности запоминания с помощью ассоциаций, повысил коэффициент запоминания на 65%, что в несколько раз выше, чем в норме, но при этом уровень опосредованной слуховой памяти значительно ниже возрастной нормы.
Относительный коэффициент у детей экспериментальной группы по опосредованной вербально-логической памяти в целом отличался от показателя контрольной группы в 1.6 раза. У старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии пересказ предложенного текста вызвал большие трудности. Детям с патологией речи требовалось гораздо больше времени на осмысление, запоминание текста, чем детям с нормально развитой речью. Они не могли сосредоточиться на задании, часто отвлекались. В основном дети не использовали речевые высказывания с просьбой повторить текст еще раз. Дети с трудом прослеживали логическую последовательность событий, почти не применяли в процессе запоминания такие мыслительные операции как соотнесение, выделение частного и единичного, обобщение. Слабость операций произвольного запоминания вербального материала у таких детей служит своего рода косвенным признаком выраженного дефицита способности к порождению и обработке высказываний.
Исследование опосредованной памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи показывают, что значительная часть детей обнаруживает трудности зрительного соотнесения необходимой картинки с услышанным предложением текста. Нарушение значения слова связано с нарушением восприятия и актуализацией существенных признаков предмета. Учитывая, что дети во время чтения экспериментатором предложений были заняты не запоминанием, а выбором картинок, вспомнить текст и последовательно его пересказать удалось меньшей части детей с общим недоразвитием речи.
У многих детей (36%) с общим недоразвитием речи отмечались трудности включения в процесс воспроизведения, длительные латентные периоды между предложениями, обусловленные, очевидно, инертностью психических процессов. Во всех случаях воспроизведения затруднялось грамматическое оформление предложений и страдало их лексическое наполнение, но в различной степени. Фразы короткие, редуцированные по структуре, с пропусками служебных слов. Часто проявлялись недостатки линейного развертывания фразы, морфологические и синтаксические аграмматизмы. Наблюдались частые литеральные и вербальные парафазии («пчела – муха, жук, бабочка»; «одуванчик- ромашка»; «трава-дрова», «козлята-лосята»). Иногда воспроизводились лишь отдельные слова в перечислительном порядке (полянка, пчелка, одуванчик…»), фразы, не имеющие синтаксически оформленной структуры («пчелка…..цветок летать»).
Данные нарушения вербально-логической памяти имеют языковой (фонологический) характер и обусловлены неустойчивостью звуковых образов слов, трудностью их припоминания, удержания слогового ряда. Сложности линейной организации воспроизводимого материала связаны прежде всего с недоразвитием сукцессивных и симультанных процессов, обеспечивающих способность понимать предложение с учетом значений входящих в него слов, его грамматического оформления и последовательности.
Результаты исследования смысловой целостности (временной организации) воспроизведения указывают на то, что 30% из общего количества испытуемых экспериментальной группы нарушали временную организацию событий текста при пересказе, прослеживались отступления от логики сюжета, отмечалось добавление новых смысловых единиц в 20% случаев. 53% испытуемых сокращали смысловые единицы, употребляя при пересказе простые нераспространенные предложения.
По нашему мнению характер этих ошибок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (легкой степенью псевдобульбарной дизартрии) может указывать на недостаточную сформированность как пространственного фактора, так и недостаточность в построении стратегии, как запоминания, так и воспроизведения, т.е. нарушении внутренней речи. Выявленные особенности вербально-логической памяти данной категории детей свидетельствуют также о несформированности фонематических процессов и вербального праксиса.
Показатель эффективности использования сюжетных картинок в качестве запоминания текста является положительным, но незначительным (15%). В большинстве случаев при общем недоразвитии речи использование картинок в качестве средства эффективности запоминания никак не влияли на запоминание (36%) или мешали процессу запоминания (31%). Это свидетельствует о недостаточной сформированности операций соотнесения, снижения перцептивных функций и активного внимания у детей данной категории.
Анализ полученных результатов дает нам возможность определить комплекс специфических ошибок опосредованной памяти старших дошкольников с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Таблица 1).
Таблица 1 Типичные ошибки опосредованной памяти при общем недоразвитии речи, обусловленным легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Типичные ошибки опосредованной памяти, допущенные испытуемыми при выполнении заданий | Общее недоразвитие речи (кол-во испытуемых в %) | Норма речевого развития
(кол-во испытуемых в %) |
Опосредованная эмоциональная память (вербальное опосредование) | ||
Вербальные парафазии | 4 | — |
Перцептивные замены | 6 | 2 |
Конфабуляции | 9 | — |
Трудности в подборе названий к сюжетным картинкам | 14 | 5 |
Опосредованная двигательная память (вербальное опосредование) | ||
Инактивность заучивания (персеверации стимулов); | 3 | 3 |
Нарушение последовательности воспроизведения элементов | 52 | 5 |
Трудности в воспроизведении названий действий | 42 | 28 |
Опосредованная зрительная память (прием классификации) | ||
Трудности в подборе обобщающего признака | 21 | 6 |
Нелогичные объяснения принципа классификации | 23 | — |
Собственные критерии классификации | 12 | 15 |
Вербальные парафазии | 14 | — |
Персеверации стимулов | 25 | 16 |
Опосредованная слуховая память (пиктограммы) | ||
Децентрация изображений пиктограмм | 10 | — |
Неясные изображения пиктограмм | 42 | 21 |
Литеральные парафазии | 13 | 9 |
Вербальные парафазии | 31 | 11 |
Инактивность заучивания | 1 | — |
Конфабуляции | 16 | 8 |
Перцептивные замены | 6 | — |
Опосредованная слуховая память (парные ассоциации) | ||
Вербальные парафазии | 31 | 20 |
Отнесение слова к другой семантической категории | 36 | 24 |
Соединение слов из разных словосочетаний списка | 16 | — |
Эхолалии | 4 | — |
Замены частей речи | 56 | 16 |
Изменение формы слова | 7 | — |
Нелогичные замены слов | 13 | 4 |
Изменение второго слова по подобию первого (по созвучию) | 7
|
— |
Изменение окончания слова | 1 | — |
Дополнительные слова (ассоциации) | 13 | 8 |
Опосредованная вербально-логическая память
(опосредование с помощью сюжетных картинок) |
||
Нарушение последовательности изложения | 30 | 6 |
Пропуски «смысловых вех» | 57 | 11 |
Добавление лишних смысловых элементов | 20 | — |
Вербальные парафазии | 13 | 9 |
Трудности включения | 10 | 2 |
Выводы:
1. Проведенное обследование показало, что в целом объем опосредованной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии ниже нормативных показателей. Наиболее значимые различия показателей контрольной и экспериментальной групп получены в двигательной, слуховой и вербально-логической видах опосредованной памяти. Отклонения в формировании данных видов памяти у данной категории детей могут рассматриваться, как последствия проблем, возникших на ранних этапах онтогенеза, связанных с формированием моторной сферы и перцептивных функций: из-за снижения речевых кинестезий происходит неполное познание моторного образа слова, частичное нарушение понимания слов и как следствие, нарушение запоминания.
2. Выявленная взаимосвязь в формировании функциональных систем памяти и речи носит отличный от нормального функциогенеза, компенсаторный характер. Полученные коэффициенты эффективности запоминания при использовании различных мыслительных операций в качестве мнемических приемов в целом являются положительными и в основном превышают нормативные показатели. Исключение составляет коэффициент эффективности запоминания движений с помощью вербального опосредования. Он значительно ниже нормы и является отрицательным, т.е. вербальное опосредование приводит к дестабилизации процесса запоминания движений, вследствие снижения кинетической и кинестетической базы моторной сферы, нарушения фонематического слуха речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Результаты исследования свидетельствуют о том, что процесс опосредованной мнестической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии является имеет специфические особенности. У большинства детей с речевыми нарушениями запоминание не являлось целенаправленным процессом, отмечалась недостаточная сформированность мыслительных операций и преимущественных стратегий запоминания у детей экспериментальной группы.
Таким образом, со всей очевидностью встает вопрос систематического обучения старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии созданию и использованию средств запоминания, способствующих в дальнейшем формированию речевой деятельности.
Литература:
-
Архипова Е.Ф. Коррекционно- логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – Изд-во : АСТ, 2008.
-
Башаева Т.В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности: Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет / Т.В. Башаева; А.А. Селиванов. – Ярославль : Академия развития, 2008.
-
Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979.
-
Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М. Изд-во Моск. ун-та, 1979.
-
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
-
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / А.В. Семенович. – М. : Академия, 2002.