Механизм нарушения мнестических процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

В настоящее время в логопедической практике легкая степень дизартрии (минимальные дизартрические расстройства) — одно из самых распространенных

речевых нарушений у детей. В исследованиях Г. В. Гуровец, С. Н. Маевской, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Л. В. Мелеховой, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, О. А. Токаревой и других авторов легкие формы дизартрии рассматриваются как сложный синдром церебрально-органического генеза, проявляющийся в виде неврологических, двигательных и речевых расстройств. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии представляет собой сложное нарушение, характеризующееся комбинаторностью проявления расстройств моторной реализации речи, ведущим симптомом в структуре речевого дефекта которого являются фонетические нарушения, часто сопровождающиеся недоразвитием фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка и высших психических функций (Р.А. Белова-Давид, 1972; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001; Р. И. Мартынова, 1967; Л. В. Мелехова, 1967 и др.).

К настоящему времени проблема повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии является недостаточно изученной. Она непосредственно соприкасается с вопросами соотношения когнитивных и речевых процессов в сложной структуре дефекта данного речевого нарушения.

Исследования ряда ученых (И.Т.Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович и др.), занимающихся проблемой речевого недоразвития у детей дошкольного и младшего школьного возраста показали, что проявление неполноценности языковых систем у таких детей, как правило, сопровождается нарушениями неречевых процессов, тесно связанных с речевыми, среди которых важное место занимает память.

Память в раннем детстве является одной из центральных психических функций, определяющих развитие всех остальных, прежде всего когнитивной и речевой. Мнестическая, интеллектуальная и речевая деятельность тесно взаимодействуют в своем развитии. Нарушение одного из этих компонентов влечет недостаточную сформированность других процессов этого единства [2,3,7,9]. Так, при дизартрических расстройствах характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (Мучник Л.С., Смирнов В.М., 1969). Инертность мнестической деятельности, тормозимость следов предшествующей или последующей информацией, низкая скорость запоминания, недостаточная прочность хранения следов мнестической деятельности, нарушение избирательности — факторы, также влияющие на качество запоминания и воспроизведения ребенком слогов, слов и предложений. Именно неустойчивостью звуковых образов слов, трудностью их припоминания и удержания слогового ряда объясняются в первую очередь специфические особенности словаря детей с дизартрией. Исследования мнестических процессов Л. И. Беляковой, Г.А. Волковой, Ю.Ф. Гаркуши, В.А. Калягина, А.Н. Корнева, Т.С. Овчинниковой, О.Н. Усановой позволяют утверждать, что у детей данной категории заметно снижена слухоречевая кратковременная сукцессивная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В большей степени страдает вербальная память [3,4,7].

При легкой степени псевдобульбарной дизартрии, как уже отмечалось ранее, ведущим является расстройство моторной реализации речи. Речедвигательная афферентация играет важную роль не только в развитии экспрессивной речи, но и в процессе формирования мышления и высших форм памяти. Дети на начальных этапах усвоения нового отвлеченного материала интенсивно проговаривают его вслух, усиливая тем самым кинестетическую афферентацию, затем шепотом и, наконец, про себя. При этом возникают слуховые и речедвигательные раздражения (слухо-кинестетическая интеграция), что создает возбуждение в коре головного мозга, облегчая тем самым осуществление умственной деятельности. В. К. Орфинская отмечает, что недоразвитие языковых систем всегда проявляется в нарушении текущего фонематического, морфологического, синтаксического анализа, с одной стороны, и в нарушении следовой деятельности, т.е. в затруднениях при оживлении представлений о структурах слов и предложений с другой. Это связано с избирательным недоразвитием связей между речедвигательным и слуховым анализаторами, выражающимся в расстройстве функции повторения [4].

Рассматривая память в контексте психолингвистики, необходимо определить язык как иерархическую систему уровней, каждому из которых приписываются определенные элементы и правила оперирования с ними. На фонетическом уровне выделяют две базы в памяти — артикуляторную и перцептивную [3].

Артикуляторная база — это основные артикуляторные движения, что дало основание некоторым ученым говорить о единицах говорения типа артикулем. При этом одни считают, что такая единица меньше фонемы (так называемая кинема), другие — что она равна фонеме, а третьи что эта единица — слоги. Исходя из представлений о ее иерархической организации, они помещают на нижнем уровне долговременной памяти эталоны фонем. В памяти также хранятся морфемы, слова, словообразовательные типы, синтаксические конструкции. Наиболее трудна задача упорядочения синтаксических конструкций. Н.Хомский предложил считать некоторые конструкции ядерными, исходными, а другие — производными. Дж. Миллер выдвинул гипотезу о том, что в процессе восприятия мы анализируем конструкцию, и если она производна, то мы как бы возвращаемся к ядерной, чтобы понять смысл предложения. Меньше всего противоречий вызывает выделение слова в качестве основной единицы языка. Слово имеет план выражения и план содержания, и они должны отражаться в организации памяти.

Таким образом, слово входит одновременно в целый ряд классов и может быть идентифицировано с любым из них. Сами классы скорее всего иерархически организованы, что способствует оптимизации, более экономному доступу к единицам хранения, т.е. фактически к оптимизации памяти.

Материалы работ И.Б.Карелиной, Л.В. Мелеховой, Г.В.Чиркиной указывают на недостаточную подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка) при данной форме речевого нарушения, быструю истощаемость, общую слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Среди двигательных расстройств Р.А. Белова-Давид, М. Палмер, X. Риф называют и такие, как трудность нахождения определенных положений губ, языка, необходимых для произношения звуков. B.C. Минашина, Р.Е. Левина также указывают на то, что при морфологических и двигательных поражениях органов речи нарушаются речевые кинестезии, которые влекут за собой расстройства звукового восприятия и контроля. Неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Таким образом, слабость кинестетического следового образа от артикуляционной мускулатуры не обеспечивает достаточной связи значения слова с его моторным воспроизводством [5]. В связи с этим возникло предположение о связи мнестических нарушений с недостаточной кинестетической афферентацией от речевой мускулатуры. Была также выявлена корреляция нарушений памяти с недостаточностью лицевого и орального гнозиса, которые также являются сопутствующими нарушениями при дизартрии [7].

Таким образом, мы обосновали тот факт, что у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии помимо речевых нарушений, имеются отклонения мнестических процессов. Представим механизм нарушения памяти в следующей последовательности: 1. снижение речевых кинестезиий; 2. не полное познание моторного образа звука 3. неполное познание моторного образа звука моторного образа слова; 4. частичное нарушение понимания слов; 5. нарушение запоминания.

Одной из важнейших задач логопедической коррекции является «управление» аномальным речевым и психическим развитием, возможное «выравнивание» этого развития.Так как детский мозг достаточно пластичен, есть вероятность, что, формируя мнемические процессы, возможно преодоление лексико-грамматических нарушений, интенсифицирование обучения правильным речевым навыкам детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

 

Литература:

1.    Архипова Е.Ф. Коррекционно- логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей /Е.Ф. Архипова. – Изд-во: АСТ, 2008. – 254с.

2.    Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960

3.    Калягин В. А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. з-ний / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.

4.    Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с: ил.

5.    Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/ Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Издательство «Союз», 2005.

6.    Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. – М.: Издательство Московского университета, 1976. – 188 с.

7.    Мастюкова Е.М.О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи. // Дефектология, 1972, №5.

8.    Фотекова Т.А. сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1994. – № 2. – С. 9-13.