Развитие речи детей третьего года жизни.
- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано: 07.08.2018 09:39
- Автор: администратор
- Просмотров: 1360
Развитие речи детей третьего года жизни.
На третьем году жизни ребенок начинает много говорить.
Он пытается с помощью речи наладить контакт с окружающими взрослыми и детьми. В его высказываниях появляются объяснения-рассуждения, он пытается участвовать в диалоге, задавая много вопросов. Часто наблюдается скачок в развитии фразовой речи, когда ребенок начинает активно общаться с ровесниками. Например: регулярное посещение детской площадки, стационарное лечение с круглосуточным пребыванием, выезд на детскую дачу. Общение со сверстниками требует более четкой и понятной речи, чем со взрослыми, которые иногда понимают малыша с полуслова. Кроме того, у малыша появляется стремление играть вместе. Эти первые игры только условно можно назвать совместными. Дети редко вступают в игровое взаимодействие, чаще выполняют игровые подражательные действия. Например: каждый водит за веревочку свою машину, но при этом держит в поле зрения действия партнера.
Взрослый очень интересен ребенку. При общении со взрослыми ребенок задает много вопросов познавательного характера: «почему?», «где?», «зачем’?». Новые, незнакомые слова многократно повторяются, иногда возникают спонтанные речевые игры по придумыванию слогорифм. Например: торшер — моршер, мопс — бопс.
В целом словарь, по сравнению с предыдущим годом, увеличивается в 3—4 раза, изменяясь и в качестве: так, кроме существительных и глаголов, ребенок использует в речи прилагательные и наречия. Неправильно произносимые слова встречаются все меньше, и почти исчезают из лексикона облегченные формы слов. Фразовая речь состоит из распространенных предложений, также появляются и сложные предложения.
В основном ребенок использует в речи слова, которые имеют конкретное значение. Словом он обозначает или сам предмет, или его свойство, которое еще в представлении малыша не отделено от предмета. Поэтому возникают слова, придуманные ребенком. Он называет предмет по-другому не потому, что не может произнести общепринятое название, а потому, что слово так осмыслено. Например: язык —лизык (потому что можно что-нибудь лизать), слюнка — плюнка (потому что видна, когда плюют), компресс — мокрес (потому что мокрый).
Наблюдаются изменения и в понимании ребенком связной речи. Он понимает смысл сказанного о знакомых явлениях и начинает выделять временные отношения. Поэтому с ребенком можно беседовать как о настоящем, так и о прошлом и будущем (сложнее). Малыш пытается сравнивать предметы и явления. Например: «Комарик кусачий, а бабочка нет». Появляются более сложные обобщения. Например, по функции предмета: мяч, кукла, машина – с ними играют – э то игрушки.
Наиболее распространенными возрастными недостатками произношения будут следующие:
*одни и те же звуки в одном случае произносятся правильно, а в другом заменяются. Например: палка – павка;
*встречаются замены, пропуски и перестановки звуков;
*многие дети не выговаривают звуки [р], [л], [ш], [ж].
Эти недостатки не являются отклонениями от нормы.
При полноценном речевом общении со взрослыми и сверстниками, а также при целенаправленном обучении к 3 годам ребенок научится:
*свободно разговаривать со взрослыми и детьми. Его речь станет понятной окружающим, так как состоит из фраз и многие слова произносятся правильно;
*слушать небольшие сказки и стихи;
*отвечать на простые вопросы по содержанию знакомого художественного произведения.
Внимание! Если ребенок почти не говорит или говорит мало, запас слов беден, фразы простые, односложные, надо обратиться за консультацией к логопеду для выяснения причин отставания речи, которые могут быть связаны как с соматическим состоянием ребенка (заболевания ушей, носоглотки), так и с неправильным общением.