Индивидуальные логопедические занятия

Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии в условиях дошкольного логопункта Е.В. Шереметьева, Е.В. Кондрашкина...

Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии в условиях дошкольного логопункта

Е.В. Шереметьева, Е.В. Кондрашкина

 

Статистические данные последних лет по дошкольным образовательным учреждениям комбинированного вида Челябинской области, показывают, что с каждым годом возрастает количество детей с речевым недоразвитием различных фор

Учителя-логопеды дошкольных логопедических пунктов зачисляют на коррекционные занятия детей старших и подготовительных групп, делая акцент на подготовку детей к школе. Однако, из коррекционного поля выпадает большая категория детей преддошкольного и младшего дошкольного возрастов, у которых уже можно диагностировать отклонения речевого развития. Эти дети не получают своевременную логопедическую помощь по разным причинам: 1) отсутствие нормативно-правовой базы; 2) отсутствие содержательного аспекта логопедической коррекции в данном возрасте; 3) загруженность учителя-логопеда. С каждым упущенным годом усложняется речевое недоразвитие.

Статистические данные по нашему дошкольному образовательному учреждению показывают возрастание количества детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

С сентября 2005 года было организовано экспериментальное обучение соискателем ГНУ «ИКП РАО» Е.В. Шереметьевой под руководством доктора педагогических наук, профессора Г.В. Чиркиной по проблеме раннего логопедического воздействия.

Обследование в начале 2008-2009 уч. г. показало, что у детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии нарушены психофизиологические и когнитивные компоненты становления речеязыковой системы. Выявленные проблемы позволили нам определить направления индивидуальной работы с детьми раннего возраста и их родителями.

В целом коррекционно-предупредительное воздействие состояло из трех взаимосвязанных блоков: клинико-логопедического; музыкально-логопедического; социально-педагогического.

Основная задача нашего выступления раскрыть содержание клинико-логопедического блока, осуществляемого на индивидуальных занятиях.

По результатам диагностики мы дифференцировали детей на 5 подгрупп: дети с резко выраженными отклонениями, выраженными отклонениями, с нерезко выраженными отклонениями, дети с отклонениями речевого развития, обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов или недоразвитием когнитивных компонентов.

При организации индивидуальных занятий мы учитывали особенности отклонений речевого развития по пяти выделенным подгруппам. С детьми с резко выраженными, выраженными отклонениями речевого развития и обусловленными недоразвитием психофизиологических компонентов индивидуальные занятия мы проводили 3 раза в неделю, из них 1 раз в неделю с обязательным присутствием родителей. В зависимости от личностных особенностей ребенка продолжительность занятий была от 10 до 15 минут. Дети с нерезко выраженными отклонениями в речевом развитии и обусловленными недоразвитием когнитивных компонентов индивидуальные занятия не посещали. Родители детей этих подгрупп посещали еженедельные общие родительские занятия.

Каждое индивидуальное занятие включало в себя логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, формирование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического восприятия, развитие мелкой моторики. Продолжительность работы по каждому структурному элементу варьировалось в зависимости от выявленных отклонений у каждого ребенка. Например, упражнения на развитие артикуляционного праксиса – 4-5 минут, упражнение на речевое дыхание – 3 минуты, слуховое внимание и фонематическое восприятие – 5 минут и развитие мелкой моторки – 2-3 минуты.

Следует подчеркнуть, что на индивидуальных занятиях мы закрепляли упражнения, предложенные детям на фронтальных музыкально-логопедических занятиях и дополняли их теми, которые не могли быть использованы в общегрупповых условиях. И эти же упражнения родители выполняли с детьми дома.

Упражнения на развитие артикуляционного праксиса проводились нами в форме логопедического массажа и самомассажа, пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастики. Выбор формы зависел от индивидуальных артикуляторных возможностей ребенка на каждом этапе коррекции. В данном направлении мы использовали методы и приемы, предложенные Е.Ф. Архиповой, О.Г.Приходько, И.Ю.Левченко [1,2,4]. Родителям в домашних условиях мы рекомендовали давать ребенку твердую пищу для нормализации процессов откусывания и жевания (морковь, яблоко, кусковое мясо).

Работа по развитию речевого дыхания была направлена на удлинение речевого выдоха. Мы проводили и рекомендовали родителям для выполнения в домашних условиях игры и упражнения для развития нижнедиафрагмального дыхания: дутье через трубочку в воду, а потом в более плотные жидкости; сдувание со стола мелко нарезанных бумажек, пушинок, ваток; дутье на лежащие на столе палочки, карандаши; дутье на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике с водой; надувание воздушных шариков; надувание мыльных пузырей и т.д. Формирование речевого дыхания проводили одновременно с формированием навыка голосоподачи и голосоведения. Выполнение голосовых упражнений способствовало выработке правильного речевого дыхания.

Для развития слухового внимания и фонематического восприятия на индивидуальных занятиях мы использовали традиционные методы и приемы, предложенные Е.А. Стребелевой, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцевым, Г.В. Чиркиной и др. [3,5,6]. На индивидуальных занятиях дети различали неречевые звуки и направление их звучания, определяли звучание игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, пищащие и заводные игрушки), определяли бытовые звуки, выполняли просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами.

Все виды выполняемых детьми упражнений по возможности сопровождались ритмизованными стихотворными строками, доступными пониманию ребенка.

Для каждого ребенка был разработан индивидуальный коррекционный маршрут, по которому специалист проводил индивидуальные занятия.

 

Индивидуальный коррекционный маршрут

Имя ребенка___________________________ Период работы_____________

Структура дефекта________________________________________________

 

Логопедический массаж Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Слуховое внимание, фонематическое восприятие Пальчиковая гимнастика
-Массаж мимических мышц лица «Солнышко проснулось»;

 

-массаж губ

-массаж языка

Упражнения для губ и языка «Трубочка», «Язычок» Дуем на султанчик «Ветерок» «Где звучит?» «Листочки»
Отметка о выполнении, особенности выполнения упражнений

Индивидуальный коррекционный маршрут заполняется специалистом по каждому ребенку, в соответствии со структурой дефекта. Маршрут позволяет скоординировать действия специалиста, проследить и откорректировать изменения происшедшие с ребенком.

Система коррекционно-логопедической работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Еженедельно родителям для закрепления мы предлагали выполнять несколько игровых упражнений, дома наблюдать за пищевым поведением своего ребенка и все проделанное отмечать в семейном маршруте.

Семейный маршрут

Имя ребенка____________ Дата ____________Тема: Игрушки________

 

Пищевое поведение ребенка Логопедический массаж Артикуляционная гимнастика Дыхательная гимнастика Развитие голоса Слуховое внимание, фонематическое восприятие Пальчиковая гимнастика Ритм

 

Интонация

 

 

 

 

 

 

-Массаж мимических мышц лица

 

-массаж губ

-массаж языка

Упражнения «Птенчик», «Трубочка» Упражнение «Щенок» «Кукла Маша плачет» УА-УА Определение звучания игрушек Покатать между ладошками резиновый, колючий мячик Прохлопывание слов кук-ла, ма-ши-на, миш-ка и т.д.
Отметка о выполнении, особенности выполнения упражнений
               

На индивидуальных консультациях мы инструктировали родителей, как эффективно выполнять те или иные упражнения.

Инструкция:

1.Создание эмоционально-положительного фона к выполнению задания.

2.Максимально правильное осуществление показа и выполнение совместно с ребенком упражнений.

3.Использование рекомендаций, видео и консультационных материалов.

4.Фиксирование результатов наблюдений в свободном изложении, кратко и лаконично.

Выводы по результатам диагностики детей раннего возраста с задержкой речевого развития говорят о наличии положительной динамики в нормализации речи, что свидетельствует об эффективности использования индивидуального коррекционного маршрута.

Таким образом, все перечисленные коррекционные мероприятия направлены на стимуляцию речевого развития детей.

Грамотно организованная ранняя коррекция дает исключительную возможность предупредить, сгладить имеющиеся недостатки в речевом развитии ребенка раннего возраста и тем самым обеспечить полноценное развитие ребенка в дальнейшем.

 

Литература:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: прак. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005.
  4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). – М.: Школьная Пресса, 2003.