Лексическая тема "Деревья"

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мамочки и бабушки. Все, кто всегда находит время, чтобы поиграть и позаниматься со своими детьми. За тридцати...

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мамочки и бабушки. Все, кто всегда находит время, чтобы поиграть и позаниматься со своими детьми. За тридцати трёх летний период своей педагогической деятельности у меня накопилось большое количество интересного материала, им я и хочу поделиться с Вами. Я буду рада, если что-то кому-то пригодиться.

Гулевская Ирина Владимировна

Итак — первая тема:

Деревья

Осень

Закружила осень,

Рыжие метели

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пёстрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лёд.

1.Загадки о деревьях:

 

Маленький Егорка упал в озерко,

 

Сам не потонул и воды не всколыхнул. (Лист)

 

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

 

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица?

Ничего сама ни шьёт,

А в иголках круглый год.

(ель)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке-

Ветки прямо на макушке.(сосна)

 

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.(лиственница)

 

Я на ёлочку похожа,

Мои листочки хвоя тоже.

Когда ёлку не найдут,

Меня на праздник привезут.

(пихта)

Весной зеленела,

 

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

 

Стоит Алёнка

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

 

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила.

А о чём она грустит

Никому не говорит.

 

Никто не пугает,

А она дрожит.

 

Падают с ветки золотые монетки.

 

У одной матери тысяча сыновей.

Она каждому шапочку дала,

А себе не взяла.

(Дуб, желуди)

 

Много рук, а ног одна.(дерево)

 

 

 

2. Лексико-грамматические игры и упражнения.

четвёртый лишний:

Берёза, осина, ель, тополь

Кедр, пихта, сосна, липа

Василёк, ромашка, колокольчик, осина

Дуб, яблоня, груша, апельсиновое дерево

Ель, лиственница, кедр, сосна

Ветка, корень, ствол, берёза

(предложите детям подготовительной группы придумать самим цепочки — загадки)

«Какое» Подбор прилагательных к слову дерево.

Зелёное, красивое, густое, высокое, низкое, голое, стройное, корявое, хвойное, лиственное, фруктовое, зимнее, осеннее, весеннее, летнее, тенистое…

«Один — много». Формирование навыка словоизменения:

Дерево – деревья, куст – кусты, трава – травы, цветок – цветы, ствол – стволы, лист – листья, ветка – ветки, сук – сучья, травинка – травинки, крона – кроны.

«Скажи по другому»

Дуб – дубок – дубочек;

Берёза – берёзка – берёзонька;

Осина – осинка – осинушка;

Клён – кленок – кленочек;

Рябина – рябинка – рябинушка;

Липа – липка — липочка.

«Незнайка в лесу». Правильное употребление в речи предлогов. Развитие слухового восприятия и логического мышления.

Однажды Незнайка пошёл в лес, идёт он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к берёзу. Заяц убегает к лисе в ельник.» дети исправляют ошибки Незнайки.

 

«Для чего» закрепление знаний детей о частях дерева.

Для чего дереву кора?

Для чего дереву корни?

Для чего дереву листья?

  1. Ребусы:

Хитрые «осы»

 

 

По первым звукам отгадай название лиственного дерева

  1. Сравните дерево, кустарник, траву и цветок. Что у них общего и что различного?
  2. Почитайте детям.

Сентябрь

В лесу в сентябре радует глаз рябина, ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником». В это время созревают на дубах желуди, на орешнике — орехи, на болоте — клюква. В сентябре в лесу пахнет прелью и грибами. На старых замшелых пнях появляются дружные семейки опят… Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберезовики, лисички, сыроежки и грузди. «Грибок в кузовок — зимой будет пирожок».

 

Вопросы и задания

  1. Какие плоды созревают в сентябре?
  2. Какие грибы растут в сентябрьском лесу?
  3. Отгадать загадки:

    Маленький, удаленький —

    Сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (Гриб)

    Маленький Иван, костяной кафтан. (Орех)

Нарисовать и раскрасить гроздь рябины, жёлуди., орехи, грибы (корзину с грибами)

В сентябре грибники да ягодники ходят по лесу с корзинками, туесками — собирают грибы, ягоды.

С полей и огородов убирают урожай овощей: картофеля, капусты, свеклы, моркови. А в садах срывают с веток румяные спелые яблоки. В народе говорят: «Красна весна цветами, а осень плодами».

Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. После вспашки земле удается накопить больше влаги за зиму, кроме того, погибают сорные травы, которые проросли осенью.

В сентябре на полях сеют озимые хлеба — рожь и пшеницу. В конце осени озимые взойдут, и все поле станет ярко-зеленым.

Первого сентября дети идут в школу с ранцами и букетами осенних цветов — начинается учебный год.

6. Что такое листопад

Давайте поговорим о листьях, о том, почему в природе происходит листопад, какое значение он имеет в жизни растений.

Листья в природе бывают разные, иногда они видоизменяются в связи с тем, что они выполняют совершенно другие функции. В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль не свойственную типичным листьям.

Помимо настоящих листьев, хотя и имеющих самые разнообразные формы, но выполняющих обычные для них функции – фотосинтез, испарение воды (транспирацию), газообмен, на растениях часто можно видеть различные их видоизменения. Эти видоизмененные листья чаще всего бывают, не похожи на обычные.

Чешуи – листья, лишенные хлорофилла – выполняют защитную функцию.(тонкие чешуи, покрывающие луковицы, например, обычного репчатого лука. Но основная масса луковицы состоит из сочных чешуй, богатых сахаром и другими питательными веществами, здесь сочные чешуи служат органами запаса.

Также в природе можно наблюдать различную степень превращения листа в колючки. У барбариса рядом с нормальными листьями находятся колючки. Они играют защитную роль, предохраняя растения от поедания животными. (Хотя как видно из названия «верблюжья колючка», не во всех случаях это приспособление действует). У других растений превращение листьев в колючки связано с жарким и сухим климатом. Такое сокращение листовой поверхности выгодно для растений, так как уменьшает испарение (кактус).

Превращение листьев в усики широко распространено в семействе бобовых: у видов гороха, вики, чины и других в усики превращены центральные жилки только верхних листочков (простые усики) или несколько листочков (ветвистые усики). И выполняют они одинаковую функцию. Клетки усиков чувствительны к прикосновениям. В том месте, где усик, соприкасается с какой – либо преградой, его клетки начинают удлиняться. Причем удлиняются не все клетки, а лишь те, которые расположены со стороны опоры. Это приводит к тому, что усик плотно закручивается вокруг стебля другого растения.

Удивительное видоизменение листьев можно наблюдать у насекомоядных растений, например, росянки, венериной мухоловки, непентеса. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых.

Всего на Земном шаре насчитывается более 500 видов насекомоядных растений. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых и других мелких животных. Растения эти чаще всего живут на почвах бедных азотом и минеральных веществ, в связи, с чем такие растения приспособились пользоваться дополнительным питанием за счет улавливаемых насекомых.

Строение улавливающих аппаратов и способы ловли насекомых очень разнообразны. В одних случаях насекомое садится на листок, прилипает и затем крепко удерживается специальными ворсинками растения, выделяющими липкую жидкость; в других – растение активно ловит насекомое с помощью специальной хлопушки, в которую превратилась листовая пластинка; в-третьих случаях насекомое попадает в специальный кувшинчик, пузырек, из которого уже не может выбраться. Когда пластинка и волоски листа вновь развернутся, от насекомого останутся лишь его покровы. Все живые ткани насекомого лист растения «переварит » и всосет.

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной»

(И.Бунин)

О каком времени года говорится в этих строчках?

Какое явление природы в жизни растений происходит осенью?

Осенняя пора изменения окраски листьев и листопада – красивое время года. Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают багряные и золотисто-желтые тона?

Осенью от холода и недостатка света листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла, и становятся видны другие пластиды – хромопласты. С наступлением холодов в листьях больше проявляется красящее вещество антоциан, придающее листьям растений красный, фиолетовый цвет.

Значение листопада:

1.К осени в клетках листьев накапливаются ненужные растениям, а иногда и вредные для них вещества. Начинается листопад. Вместе c опадающими листьями из растений удаляются и эти вещества 2. Освободил дерево для отдыха 3.  Улучшил структуру почвы,  удобрил почву 4.   Спас от замерзания насекомых

Зимой корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы наши деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Но у некоторых цветковых растений листья сохраняются всю зиму. Это вечнозеленые кустарнички брусника, вереск, клюква. Мелкие плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом.

Каков срок жизни листа? У листопадных растений около полугода, но и у вечно зеленых растений срок жизни у листьев не так уж велик. У сосны лист (хвоинка) в среднем живет 2 года, у лавра – 4 года.

Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. На новых побегах этих растений вырастают новые листья. Листопад приходится на весну.

Как же опадает лист?

Между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начинают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетников. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается живой «ранки».

Запись в сборнике биологических понятий:

Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.

Лист – это живая частичка растения, но он имеет свое строго определенное время жизни, после чего он погибает. Но мы с вами можем совершить маленькое чудо. Мы можем дать вторую жизнь осенним листьям, составив из них различные композиции и картинки.

Это интересно

  • Самое большое число листьев на побегах имеет кипарис -45-50 млн. чешуйчатых листов. На большом дубе растет в среднем около 250 тысяч листьев.
  • Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной, растущей в пустынях Юго-Западной Африки. Ее два сидячих кожистых листа длиной более трех метров живут около ста лет, нарастая ежегодно у основания и отмирая у верхушки.
  • Росянка королевская, обитающая в Южной Африке, способна переваривать улиток и лягушек.
  • В 80-е годы ХХ века во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений. Первое место получил Эмиль Марсье. Его росянка за 3 часа поймала 51 комара.
  • Складывание ловчих листьев у венериной мухоловки при попадании в лист насекомого происходит мгновенно – всего за 0,02-0,05 секунды, и так надежно, что «лист-капкан» невозможно открыть, не повредив его.

7. Приметы осенней погоды

Если осень ненастная — весна будет дождливая.

Теплая осень — к долгой зиме.

Закон природы: осенняя погода — причина осенних явлений в природе.

8.  Определите, какая здесь связь: «температура — осадки — солнце»?

Высокая температура — большое испарение.

Низкая температура — меньше испарение.

Тепло — идет дождь.

Холодно – идет снег. Так происходит обычно,  но бывают и исключения, например, такое  явление, как дождь в январе.

9. Выучите скороговорки:

У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась.

На берёзе галка, на берегу галька.

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

10. Учимся сочинять сказки

Прочитайте сказку. Подумайте. Ответьте на вопросы.

Попробуйте сочинить сказку, подобную этой, с нравоучительным смыслом.

Л. Федоров

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ

У дороги стоял высокий Клен. У него было много сыновей — Кленовых Листьев. Братья жили дружно. Когда дул ветер, они весело прыгали и смеялись. Когда шел дождь, они заботливо укрывали друг друга, чтобы никто не простудился. Отец Клен очень заботился о своих сыновьях. Он одевал их в зеленые рубашки, зеленые штаны и говорил им:

—    Берегите, сынки, свою одежду и не меняйте ее ни на какую другую. Зеленый цвет — цвет жизни. Если кто-нибудь из вас захочет костюм другого цвета — это может привести к беде.

Кленовые Листья внимательно слушали отца и не спорили с ним. Только один из них, который рос на самой вершине, думал:

—    Я живу ближе всех к солнцу. Я выше, я умнее всех.

И он гордо посматривал на братьев, которые были ниже его.

А когда пришла волшебница Осень, Кленовый Лист попросил:

—    Тетушка Осень, ты видишь — я выше, красивее и умнее своих братьев. Я не хочу носить зеленую одежду. Подари мне золотой костюм.

Волшебница Осень жадной некогда не была. Она пожала плечами и волшебной палочкой провела по одежде хвастуна. Вмиг зеленый костюм Кленового Листа стал золотым. Тяжело стало    Кленовому Листу, потянуло его вниз. Изо всех сил схватился он за свою ветку, но удержаться нё смог. Сорвался Кленовый Лист и упал на землю.

А братья успели увидеть его новый костюм и позавидовали. Они не знали, куда пропал их братец, думали, что он отправился путешествовать.

Стали просить Кленовые Листья волшебницу Осень:

—    Тетушка Осень, подари и нам, пожалуйста, такие же костюмы, как и у нашего брата.

Вздохнула Осень и волшебной палочкой прикоснулась к каждому из братьев.

Все это снизу видел Кленовый Лист.

Пожалел он своих братьев. Из-за него они попали в беду. Закричал им:

—    Не надевайте золотые костюмы, а то погибнете, как я!

Но голос засыхающего Кленового Листа шуршал так тихо, что братья не услышали его. Друг за другом они отрывались от своих веток и падали
на землю. Позабыли они слова отца Клена о, что зеленый цвет — цвет жизни.

 

Вам понравилась сказка? Она весёлая или грустная? Какой вывод вы сделали, прослушав сказку?

 

10. Какая пословица отражает смысл сказки:

Вздулся пузырь, да и лопнул.

Хвастлива собака была, да волки съели.

Гордым быть – глупым слыть.

Гоголем на воду, камнем ко дну.

 

11. Составьте предложения о листопаде, раскрывая его значение для природы.

 

12. Как вы объясните эти строки:

Закон природы:

Человек, ты не царь,

Ты — частица!

Пусть любовью к земле

Твое сердце искрится!