Лексическая тема "Птицы"

Тема «Птицы»   1. Пословицы и поговорки о «Золотой осени»: Сентябрь – «запевала осени», «златоцвет». Сентябрь – «рябинник», «месяц птичьих...

Тема «Птицы» (Гулевская И.В.)

 1. Пословицы и поговорки о «Золотой осени»:

Сентябрь – «запевала осени», «златоцвет».

Сентябрь – «рябинник», «месяц птичьих стай».

Почему так говорят: ( подготовишкам предложить объяснить самим)

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Красна весна цветами, а осень плодами.

Грибок в кузовок — зимой будет пирожок.

От осени к лету поворота нету.

Осень идёт и дождь за собой ведёт.

Осенью – ложка воды, бочка грязи. А летом – бочка воды, ложка грязи.

Лексико-грамматические игры и упражнения

2. 4 лишний:

Ласточка, скворец, ворона, жаворонок

Воробей, кукушка, голубь, сорока

Дрозд, утка, лебедь, гусь

Петух, индюк, курица, цапля

Синичка, снегирь, бабочка, свиристель

Собака, корова, лебедь, кошка

Дети должны сказать, кто лишний, и объяснить почему. (Лишняя ВОРОНА, потому что она зимующая птица, а остальные перелётные.)

(предложите детям подготовительной группы составить свои цепочки — загадки)

 

3. «Кто как кричит»:

Филин – уукает;

Сорока – стрекочет;

Ворона – каркает;

Гусь — гогочет

Утка – крякает;

Курица – кудахчет, квохчет;

Петух – кукарекает;

Соловей – поёт;

Воробей – чирикает;

Журавли – курлычат;

Голуби – воркуют.

 

4. «Что может птица». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

* Что может делать птица (летать, петь, ловить, вить гнездо, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых…).

«Угадай слово».

* Птица улетает, а птицы…(вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт).

«Назови ласково». Образование слов с уменьшительно –ласкательными суффиксами:

Чёрно перо— черненькое перышко, серая спина — серенькая спинка;

пестрые крылья — пестренькие крылышки, белая шея — беленькая шейка;

красная грудь — красненькая грудка, милые глаза — миленькие глазки;

острые когти — остренькие коготки, длинный хвост — длинненький хвостик;

белый пух — беленький пушок, круглая голова — кругленькая головка;

шустрые лапы — шустренькие лапки, мягкие перья — мягонькие перышки.

•    Какая птица?» Подбор прилагательных к слову птица.
красивая, быстрая, смелая, летающая, поющая, кричащая, легкая, маленькая, заботливая, пестрая, голодная, сытая……

•    «Для чего?» Закрепление знаний детей о частях тела птицы.
Для чего птичке клюв?

Для чего птичке крылья?

Для чего птичке лапы (перышки, хвост, коготки, глаза, нос, шея.)

 

5. Сравните внешний вид птиц с другими животными (зверями, насекомыми, рыбами), что общего и что различного.

6. Загадки о птицах:

Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

 

Всю ночь летает, мышей добывает.

А станет светло, спать летит в дупло.

 

Всё время стучит-

Деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

 

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

 

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая

 

Спереди шильце, а сзади вильце.

Сверху чёрное суконце,

Снизу белое полотенце.

 

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

 

Он соло пел среди ветвей,

его назвали………..

 

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его………..

 

Кто на ёлке на суку

Счёт ведёт: «Ку- ку. Ку- ку!»

( придумайте свои загадки о птицах)

  1. Игра на внимание: если услышите не птицу – топайте ногами.

Прилетели птицы:

Вороны и синицы, голуби и спицы.

Прилетели птицы: вороны и синицы, галки и стрижи,

Кукушки и ножи.

Прилетели птицы:

Вороны и синицы, голуби, чижи,

Чайки, пеликаны, чайники, тюльпаны.

Прилетели птицы:

Вороны и синицы, голуби, чижи, сойки и стрижи, чайки, пеликаны,

Чибисы, ножи, галки и ужи.

Прилетели птицы:

Вороны и синицы, цапли, соловьи, гуси, воробьи,

Утки и кукушки, аисты и сушки.

 

8. Ребусы: 40А(сорока), У. (уточка), ЛАС. (ласточка),

 

Ворона воробей ворон

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ (Аист)

Л А

С Р

 

ОСЁЛ (орёл)

 

 

 

 

 

 

иволга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие связной речи

Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам. Употребление в речи предлогов «под, из-под».

 

Под крышей дома было гнездо. Там жила ласточка. У неё были птенцы. Они захотели есть. Ласточка полетела за кормом. Вдруг прилетел ястреб. Ласточка спряталась под куст. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под куста и спряталась под ветку. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под куста и спряталась под ёлку. Устал ястреб и улетел. Ласточка вылетела из-под ёлки, нашла червячка и принесла своим деткам.

 

 

 

 

Помощь воспитателю.

Приложение к теме животные.

  1. лексико-грамматические игры и упражнения:

«Как называется дом» «Кто в домике живёт» играть наоборот

Медведь – берлога

Лиса – нора

Волк – логово

Заяц – кустик

Птица-гнездо

Белка, сова – дупло

Муравей – муравейник

Собака – конура, будка

Корова – коровник

Овца – овчарня

Конь – конюшня

Куры – курятник

Свинья – хлев

Бобры — плотина

 

«Кто кем будет». Закрепление названий детёнышей животных и их родителей.

Щенок  собакой, псом

Котёнок – кошкой, котом

Жеребёнок – лошадью, конём

Ягнёнок – овцой, бараном

Козлёнок – козой, козлом

Телёнок – коровой, быком

Поросёнок – свиньёй, кабаном

Лисёнок – лисой, лисом

Волчонок – волчицей, волком

Медвежонок – медведицей, медведем

Головастик – лягушкой

Цыплёнок – курицей, петухом

Кем будет яйцо? (птица, змея, черепаха, крокодил, рыба,) Про кого говорят два раза на свет родился? Почему?

«Кто кем был» — играть наоборот.

 

«Пофантазируйте, о чём думают животные» Усвоение падежных окончаний, расширение словаря.

Медведь в берлоге думает о…(мёде). Ёж в норе думает о…(яблочке). Белка в дупле думает о…(грибе). Лиса в норе думает о…(курочке). Волк в логове

Думает о….(козлёнке). Заяц под кустом думает о….(морковке). И т. д.

 

«Загадочное животное»:дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова: медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь. Предложите детям придумать своих несуществующих животных.

 

«Какой, какая» Как можно сказать о лисе, какая она? (рыжая, красивая, хитрая, умная….). Что она умеет делать? ( бегать, рыть нору, охотиться….). Подберите родственные слова к слову лиса ( лисичка, лисёнок, лисий, лис, лисица). Тоже задание со словом волк, медведь.

 

2. Развитие связной речи: составление рассказа – описания любого животного. Например: «Лиса» «Лиса — это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной».

Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра.Импровизация ритмических движений: на каждую строчку — четыре однотипных движения.

Медвежонок — топ-топ,

А ежонок — хлоп-хлоп,

А волчонок — щелк-щелк,

А зайчонок — скок-скок,

А лисенок — шмыг-шмыг,

А лосенок — брык-брык,

А рысенок — прыг-прыг,

И бельчонок — прыг-прыг.

 

 

Загадки о животных:

1. Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

 

2. Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль встретиться с таким пришлось-

Знайте, дети, это ………….

 

 

 

3. Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит рысь.

 

4. Сделал дыру, вырыл нору.

Солнце сияет, а он и не знает.

 

5. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

 

6. Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

 

7. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками.

 

8. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

 

9. Когда он в клетке, то приятен.

На шкуру много чёрных пятен.

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр похож на кошку.

 

10.Что за коняшки?

На всех тельняшки.

 

11. И петь не поёт

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают?

 

12. Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он…………..

 

13. По реке плывёт бревно

Ах ,и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил

Нос откусит………………..

 

 

 

14. Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама, ходит стриженной.

За, что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша ………….

( предложите детям по описанию придумать свои загадки)

 

Что общего у всех животных? Почему в пустыне и Африке шкура у животных имеет оттенки песочного цвета, а у животных, живущих в снегах – белого.

 

Четвёртый лишний

Волк, корова, медведь, лиса

Свинья, овца, заяц, конь

Жеребёнок, ягнёнок, телёнок, собака

Лисёнок, лось, ёж, белка

Волк, медведь, лиса, заяц

Цапля, куница, белка, бобёр

Тигр, кенгуру, пантера, белый медведь

Морж, куница, олень, косуля

(Предложите детям придумать свои цепочки).

 

 

6. Ребусы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

Прочтите детям:

Готовятся встретить суровую зиму звери. Строят норы, делают запасы, белки и зайцы начинают линять — шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под корнями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают.

 

 

 

 

Золотой клубочек

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится на встречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь ?

Приглядись-ка ! Это еж !

Золотым клубочком стал

Хитрый ежик колкий,

Листья клена нанизал

На свои иголки.

Их несет к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под елью сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В теплой колыбели.

У животных продолжается линька. Мех белки, зайца, горностая, ласки светлеет, чтобы на белом снегу зверьки стали незаметными для охотника, волка, лисы. А люди примечают: если шубки на животных раньше обычного становятся пушистыми и густыми, значит, зима придет ранняя.

Белочка рыжую шубку меняет на серо-голубую, делает запасы, утепляет гнездо. Вот как рассказывал о беличьем гнезде С. Гейченко (директор Пушкинского музея-заповедника в Михайловском):

«Как-то порушил ветер старую липу, поломал, повалил на землю. Стали ее убирать, а в ней оказалось дупло, в нем беличье гнездо.

Белка очень хорошо подготовилась к зиме. Дупло было большое, теплое, с понатыканной во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. В одном уголке лежали сушеные грибы, в другом — орехи, в третьем— яблоки.Благодать.

Отрезали мы кусок ствола и прикрепили его к столбу деревянной ограды, что стоит неподалеку.

Первое время белка боялась подойти к своему обновленному домику, бегала вокруг да около него, а потом все-таки решилась: уж больно хороши были в нем запасы».

Бобры укрепляют плотины и ремонтируют свои хатки. Медведи в глухих лесных чащобах подыскивают место для берлоги, куда залягут с начала зимы на спячку.

МЕДВЕДЬ

…С виду медведь неуклюж, а на самом деле он очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бурый медведь бежит быстрее, чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних. Ходит мишка по лесу осторожно, старается не шуметь. Шагает медленно. Ноги ставит немного внутрь, косолапит. За это и прозвали медведя косолапым…

…Мишка знает, где мед можно найти. Думаете, почему его зовут «медведь»? Потому, что этот зверь очень любит мед и ведает, то есть знает, где его надо искать…

…Интересно смотреть, как медведица купает малышей. Всех по очереди. Схватит медвежонка зубами за загривок и опускает на отмели в воду.

В январе — феврале у медведицы рождаются два или три крошечных медвежонка. Слепых, голеньких, слабеньких. Мама держит малышей у себя на брюхе в теплой шерсти и согревает своим горячим дыханием. 3 наступлением тепла медвежата вместе с медведицей покидают берлогу…

У медвежат бывает старший брат — это медвежонок из прошлогоднего выводка. Он помогает маме воспитывать малышей. Зовут его Пестуном. Медвежата подражают ему и матери – медведице легче с ними справляться.

Лето, к сожалению, пройдет быстро. К осени медведь запасает жир и становится толстым. Он устраивает себе берлогу где-нибудь в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем или в расщелине скалы. И засыпает.

Многие считают, что мишка в берлоге сосёт лапу. Он не сосёт, а лижет ее. Зимой у медведей на подошве отслаивается старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица зудит имерзнет. Вот мишка и облизываёт подошвы горячим языком да при этом еще и причмокивает губами.

Если мёдведь летом плохо ел, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг зовут шатунами.