Дизонтогенез овладения речью в раннем возрасте

Шереметьева Елена Викторовна., к.п.н.. доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет»

Известно, что речь как высшая психическая функция в онтогенезе возникает значительно позже всех высших психических функций. Поэтому любая патологическая девиация развития ребенка раннего возраста, прежде всего отрицательно сказывается на его речестановлении. В таких случаях речевое развитие или тормозится или идет по другому, часто нарушенному, пути. Поэтому правильное понимание такого состояния речевого дизонтогенеза, которое можно трактовать как «отклонения речевого развития» или «отклонения в овладении речью» в раннем возрасте, своевременное выявление отклонений речевого развития (когда психические процессы находятся на начальных стадиях формирования), дифференциация отклонений от темповых вариантов индивидуального развития речи являются достаточно актуальными проблемами современной специальной педагогики.

В последние десятилетия большое внимание уделяется детям раннего возраста, имеющим в анамнезе факторы риска по возникновению различных форм патологии [Н.М. Аксарина, 1972; Е.Н. Винарская, 1987; Мастюкова Е.М, Московкина А.Г., 2003; К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева, 2003; Ю.А. Разенкова, 1998, 2004; Е.А. Стребелева, 1998 и др.]

В логопедии разработана диагностика и система коррекционной помощи детям раннего возраста с выраженной патологией развития, которая ярко проявляется уже в доречевой период [Е.Ф. Архипова, 1991; Т.В. Волосовец, 1995; Г.В. Чиркина, 1969]

Проблема выявления отклонений в овладении речью в самом начале сензитивного периода формирования речевой деятельности, т.е. с 2 до 3 лет, исследовалась мало. Это обусловлено тем, что в этом возрасте речь динамично меняется в своем становлении, не представляет собой завершенный процесс и, следовательно, возникают сложности с толкованием самого понятия «отклонения в овладении речью».

Подлинное раскрытие законов нормального и аномального речевого развития возможно лишь на путях комплексного изучения [Р.Е. Левина, 1959, 1961]. В данном случае Р. Е. Левина конкретизирует: «дело идет о взаимопроникновении теоретических достижений каждой из областей, разрабатывающих проблематику речевых нарушений» [3]. Следовательно, мы рассматривали исследуемую проблему с точки зрения лингвистики, психолингвистики, нейрофизиологии и психологии.

Каждый речевой процесс формируется на базе определенных предпосылочных функций, которые как бы подготавливают его возникновение [1]. Исходя из принципа системно-динамической организации речевой деятельности, мы проанализировали непосредственные связи между слуховым восприятием и речедвигательной функцией, между фонетикой и фонемообразованием. Формирование данных процессов возможно при физиологической готовности ребенка в условиях коммуникации.

Детальный анализ теоретических источников по лингвистике, психолингвистике, психологии и физиологии, экспериментальное исследование речевого развития более 250 детей раннего возраста позволили нам представить психоречевое развитие ребенка раннего возраста в виде модели иерархически построенных речевых систем, соответствующих пяти стадиям речевого развития (рисунок 1.) [4]. Каждая стадия и соответствующая речевая система представлена нами взаимодействием трех компонентов: психофизиологического (см. стрелки слева); языкового (см. эллипсы); когнитивного (см. стрелки справа).

Языковой компонент каждой из речевых систем в свою очередь состоит их трех составляющих: интонационного, ритмического и собственно экспрессивного (см. сегменты эллипса). Пусковыми процессами речевого развития I и II стадий становятся врожденные синергии (крик) и голосовые реакции (гуление) (см. нижние сегменты эллипсов). На их основе при условии зрелости психофизиологической составляющей (см. стрелки слева) и при формирующем воздействии микросоциально обусловленных когнитивных компонентов (см. стрелки справа) развивается следующий языковой компонент (см. правый сегмент), который и определяет развитие «узлового образования» стадии речевого развития (см. левый сегмент). Понятие «узловое образование»предложено Р.Е. Левиной для обозначения языковых процессов, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким образом, отклонения в развитии одного из речевых компонентов вследствие нарушения психофизиологических, языковых, когнитивных компонентов, а также их баланса обуславливает недоразвитие других речевых процессов и формирования стадии речевого развития в целом.

Данная модель позволяет наглядно представить процесс раннего речевого онтогенеза, факторы, влияющие на речевое развитие, условия его протекания на разных этапах. В случае речевого дизонтогенеза в раннем возрасте она дает возможность установить стадию речевого становления, в рамках которой задержалось речевое развитие ребенка, выявить процесс/ы и/или фактор/ы, условия, вызвавший/ие отклонения речевого развития и разработать соответствующий план коррекционно-предупредительного воздействия. Словами Р.Е. Левиной раскрывает «преемственности отношений между отдельными звеньями речевого развития» и позволяет «изучить детерминируемые явления, которые служат целям активного вмешательства в этот процесс для разработки путей предупредительного педагогического воздействия» [1].

Таким образом, нами определены «узловые образования» (в терминологии Р.Е. Левиной) двух порядков. Целостное узловое образование первого порядка состоит из психофизиологического, языкового и когнитивного компонентов, взаимодействие которых определяет каждую последующую стадию речевого онтогенеза. Узловое образование второго порядка определяет становление собственно языкового развития и состоит из тесного взаимодействия интонационного, ритмического и только потом вербального компонентов.

Такой подход к пониманию овладения речью ребенком раннего возраста позволяет утверждать, что отклонения в овладении речью ребенком раннего возраста – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах языковой системы определенной стадии речестановления, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.

Мы считаем, что уточнение понятия «отклонения в овладении речью, позволит специалистам, работающим в области детской речи дифференцировать физиологические девиации в индивидуальном темпе освоения родного языка и патологические отклонения и, следовательно, своевременно организовать коррекционно-предупредительное воздействие. Начало коррекционно-предупредительного процесса в раннем возрасте, наиболее сензитивном в формировании всех высших психических функций, позволит восстановить нормальный ход речевого развития и вовремя включить детей в образовательный процесс массового детского сада.

 

Литература

  1. Левина Р.Е. Вопросы патологии речи / Под ред. Э.А. Бабаяна, М.С. Лебединского и др. – Харьков, МЗ УССР, 1959. – С. 23-27.
  2. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., Издательский центр «Академия», 2002. – С. 164.
  3. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. – М.: Национальный книжный центр, 2012.