Развитие речи детей третьего года жизни.

Развитие речи детей третьего года жизни.

На третьем году жизни ребенок начинает много говорить.

Он пытается с помощью речи наладить контакт с окружающими взрос­лыми и детьми. В его высказываниях появляются объяснения-рас­суждения, он пытается участвовать в диалоге, задавая много вопро­сов. Часто наблюдается скачок в развитии фразовой речи, когда ребенок начинает активно общаться с ровесниками. Например: ре­гулярное посещение детской площадки, стационарное лечение с круг­лосуточным пребыванием, выезд на детскую дачу. Общение со свер­стниками требует более четкой и понятной речи, чем со взрослыми, которые иногда понимают малыша с полуслова. Кроме того, у ма­лыша появляется стремление играть вместе. Эти первые игры толь­ко условно можно назвать совместными. Дети редко вступают в игровое взаимодействие, чаще выполняют игровые подражатель­ные действия. Например: каждый водит за веревочку свою машину, но при этом держит в поле зрения действия партнера.

Взрослый очень интересен ребенку. При общении со взрослыми ребенок задает много вопросов познавательного характера: «поче­му?», «где?», «зачем’?». Новые, незнакомые слова многократно по­вторяются, иногда возникают спонтанные речевые игры по приду­мыванию слогорифм. Например: торшер — моршер, мопс — бопс.

В целом словарь, по сравнению с предыдущим годом, увеличи­вается в 3—4 раза, изменяясь и в качестве: так, кроме существитель­ных и глаголов, ребенок использует в речи прилагательные и наре­чия. Неправильно произносимые слова встречаются все меньше, и почти исчезают из лексикона облегченные формы слов. Фразовая речь состоит из распространенных предложений, также появляются и сложные предложения.

В основном ребенок использует в речи слова, которые имеют кон­кретное значение. Словом он обозначает или сам предмет, или его свойство, которое еще в представлении малыша не отделено от пред­мета. Поэтому возникают слова, придуманные ребенком. Он называет предмет по-другому не потому, что не может произнести общеприня­тое название, а потому, что слово так осмыслено. Например: язык —лизык (потому что можно что-нибудь лизать), слюнка — плюнка (пото­му что видна, когда плюют), компресс — мокрес (потому что мокрый).

Наблюдаются изменения и в понимании ребенком связной речи. Он понимает смысл сказанного о знакомых явлениях и начинает выделять временные отношения. Поэтому с ребенком можно бесе­довать как о настоящем, так и о прошлом и будущем (сложнее). Малыш пытается сравнивать предметы и явления. Например: «Ко­марик кусачий, а бабочка нет». Появляются более сложные обоб­щения. Например, по функции предмета: мяч, кукла, машина – с ними играют – э то игрушки.

Наиболее распространенными возрастными недостатками про­изношения будут следующие:

*одни и те же звуки в одном случае произносятся правильно, а в другом заменяются. Например: палка – павка;

*встречаются замены, пропуски и перестановки звуков;

*многие дети не выговаривают звуки [р], [л], [ш], [ж].

Эти недостатки не являются отклонениями от нормы.

При полноценном речевом общении со взрослыми и сверстника­ми, а также при целенаправленном обучении к 3 годам ребенок научится:

*свободно разговаривать со взрослыми и детьми. Его речь станет понятной окружающим, так как состоит из фраз и многие слова произносятся правильно;

*слушать небольшие сказки и стихи;

*отвечать на простые вопросы по содержанию знакомого художественного произведения.

Внимание! Если ребенок почти не говорит или говорит мало, за­пас слов беден, фразы простые, односложные, надо обратиться за консультацией к логопеду для выяснения причин отставания речи, которые могут быть связаны как с соматическим состоянием ребенка (заболевания ушей, носоглотки), так и с неправильным общением.