Актуальность проблемы и темы исследования. Повышение эффективности образования и обеспечение его качества при сохранении фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности представляет собой главную стратегическую цель российской образовательной политики (А.Д. Джуринский, А.М. Моисеев, Т.С. Овчинникова и др.). Содержание внутреннего мира личности зависит от уровня развития речи и памяти человека (А.Н. Леонтьев, И. Хофман, Л.В. Черемошкина).
Р. Аткинсон, Ц. Флорес рассматривают память как базовую когнитивную систему, так как все сенсорные, мыслительные и моторные операции тесно связаны с мнемическими функциями и посредством них объединены в общую структуру деятельности человека. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия, изучая фило- и онтогенез памяти, пришли к выводу, что коренные изменения в работе памяти связаны с переходом от использования предметов как средств запоминания к созданию искусственных мнемических опор. А.Н. Леонтьев считал память опосредствованной формой поведения. Опосредование актов запоминания не изменяет биологических законов памяти, воздействуя лишь на структуру операций в целом. Развитие опосредствованной памяти идет в двух направлениях. Во-первых, происходит совершенствование внешних средств запоминания, во-вторых, внешние средства запоминания превращаются во внутренние. Второе направление представляет становление внутренне опосредованной логической памяти, т. е., внутренне опосредованной деятельности человека, опирающейся на инструментальную функцию речи.
Исследования Б.М. Гриншпун, И.Т. Власенко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой указывают на то, что мнемическая, интеллектуальная и речевая деятельность тесно взаимодействуют в своем развитии. Нарушение развития одного из компонентов влечет недостаточную сформированность и других процессов данного единства. При этом память детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является наименее изученной областью с позиций системного подхода.

Заказать звонок
+
Жду звонка!