Е.В. Шереметьева

В настоящее время особое значение в логопедии и в целом в специальной педагогике приобрела проблема раннего выявления отклонений психоречевого развития и раннего воздействия. Предупредительное воздействие на начальной стадии дизонтогенеза может ограничить проявление нарушения, исключить или уменьшить его нежелательные, вторично обусловленные последствия.

Полноценное овладение речью, как средством общения, выводит ребенка из ситуационной зависимости, меняет его отношение к окружающей среде (Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович Запорожец, Алексей Николаевич Леонтьев, Валерия Сергеевна Мухина, Людмила Филипповна Обухова, Даниил Борисович Эльконин и др.). Отклонения в развитии речи затрудняют, прежде всего, общение с близкими взрослыми, а значит, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания, сокращают период практического самостоятельного накопления языковых закономерностей (Роза Евгеньевна Левина).

В отечественной логопедии научно обоснованы предпосылки для обращения к проблеме коммуникативно-когнитивного подхода к сущности диагностики и коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.

Роза Евгеньевна Левина и ее ученики обосновали и реализовали на практике психолого-педагогический подход к диагностике и коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников. Роза Евгеньевна ввела в отечественную логопедию понятие речевого поведения, как умения применять существующие вербальные и невербальные средства общения.

Галина Васильевна Чиркина, развивая научную школу Розы Евгеньевны Левиной, вводит в логопедию понятие коммуникативно-речевой деятельности детей с отклонениями в развитии. И, в целом, Галина Васильевна переориентирует процесс логопедического воздействия на функциональный подход к формированию средств общения. Функциональный подход предполагает включённость процесса коррекции средств общения непосредственно в доступные ребёнку формы коммуникативного взаимодействия со взрослыми и ровесниками. Применение коммуникативно-деятельностного подхода значительно повышает эффективность коррекционного процесса и даёт возможность расширить возрастные рамки логопедической помощи детям от рождения к подростковому возрасту учащихся с нарушениями устной и письменной речи основной школы и до постинсультных больных с афазическими расстройствами речи.

Вместе с тем и Роза Евгеньевна и Галина Васильевна особо подчеркивали, что согласно законам иерархического строения психического развития многие нарушения имеют корни в недостаточности соответствующих предпосылок, созревающих в более раннем возрасте. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема предупреждения отклонений речевого развития у детей раннего возраста.

В русле достижений в логопедии появились и предпосылки для решения этой проблемы:

— в научной школе Розы Евгеньевны Левиной обоснована направленность на превентивное воздействие;

— среди детей с задержкой речевого развития выделена группа детей с отклонениями в овладении речью (Е.В. Шереметьева, 2007);

— дифференцированы пять типов отклонений в овладении речью детьми раннего возраста (Е.В. Шереметьева, 2012);

— разработаны методики логопедического обследования детей раннего возраста (Ольга Евгеньевна Громова, Галина Васильевна Чиркина; Юлия Анатольевна Разенкова, Елена Викторовна Шереметьева);

— предложены методики формирование когнитивных предпосылок слов и фраз (Елена Антоновна Стребелева), начального детского лексикона (Ольга Евгеньевна Громова) и комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития (Елена Викторовна Шереметьева);

— исследованы системы установления партнерства семьи и специалистов в реабилитации ребенка раннего возраста с различными отклонениями психического развития (Елена Михайловна Мастюкова; Е.И. Морозова и др.) и с отклонениями в овладении речью (Е.В. Шереметьева, 2012) ;

Наличие данных предпосылок свидетельствует о необходимости глубокого изучения вопроса коммуникативно-когнитивного подхода в квалификации, коррекции и предупреждении отклонений речевого развития у детей раннего возраста и практического применения полученных данных.

Целью данной лекции является ознакомление слушателей и всех заинтересованных лиц с нашими исследованиями в области коммуникативно-когнитивного подхода к диагностике и коррекции отклонений в овладении речью в раннем возрасте. (слайд 2).

Методологическую основу разработанного нами коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях психоречевого развития в раннем возрасте составляют: культурно-историческая теория (Л.С. Выготский); теория речевого поведения (Р.Е. Левина, И.А. Зимняя, И.А. Стернин); коммуникативно-когнитивный подход в овладении и коррекции речи (Г.В. Чиркина, А.Н. Леонтьев).

Прежде всего, определим понятийную базу логопедического воздействия в период начальных этапов овладения речью детьми в младенчестве и раннем возрасте.

Один их базовых принципов отечественной специальной педагогики – принцип учёта онтогенеза конкретизирован в логопедии Р.Е. Левиной как принцип развития речи. Согласно данному принципу сформулируем понятие развития речи (овладение речью, как рядоположное) в младенчестве и раннем возрасте.

При формулировке понятия «речевое развитие ребёнка раннего возраста» мы исходим из второго методологического принципа отечественной логопедии, сформулированного Р.Е. Левиной, принципа системно-динамической организации речи.

Таким образом, в аспекте раннего коррекционного воздействия, развитие речи мы понимаем как процесс последовательного овладения стабильно-динамическими речеязыковыми системами, что возможно только в условиях адекватной коммуникации и психофизиологической готовности ребёнка.

Третий принцип Р.Е. Левиной принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития позволил нам определить понятие «Стабильно-динамическая речеязыковая система в раннем возрасте».

Итак, стабильно-динамическая речеязыковая система в раннем возрасте представляет собой подвижное взаимодействие коммуникативно-когнитивных, психофизиологических и языковых компонентов. Каждый из обозначенных компонентов речевого развития имеет свой онтогенетический путь формирования. Вместе с тем данные компоненты взаимообуславливаются и взаимодействуют между собой в процессе развития.

Такое понимание речевого развития ребёнка раннего возраста позволило нам сформулировать понятие «отклонения речевого развития или отклонения в овладении речью» как отдельную нозологическую единицу речевого недоразвития в младенческом и раннем возрасте. Отклонения речевого развития — это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах стабильно-динамической речеязыковой системы, обусловленное неадекватностью социально-коммуникативных условий и, как следствие, незрелостью психофизиологических (когнитивных) предпосылок речи. Отклонения в овладении речью являются следствием десинхронии компонентов речеязыковой системы и провоцируют фонетико-фонематические нарушения или общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте.

Заказать звонок
+
Жду звонка!